Сайт работает в тестовом режиме

СМИ о Нас

.

Содержание образования нацелено на портрет творческого и ответственного гражданина

17 февраль 2020 год
image

В последние десятилетия важность человеческого интеллекта возросла, и экономика перешла на управление отраслями, основанными на знаниях. В новых технологиях и цифровой сети происходит ускорение и анализ информационных потоков, широкое производство, быстрое распространение знаний. В то время как большинство мировых школ готовят учащихся к индустриальной эпохе, общество уже живет в эпоху информационных технологий. Подготовка кадров, соответствующих этому периоду, требует коренного реформирования системы образования. Учитывая время, ресурсы и усилия, воспитание высококвалифицированных кадров обходится каждому государству дорого. Огромное значение понимания и усвоения информации в сферах умственного труда, необходимость формирования таких умений и навыков в раннем детстве сделали школьное образование жизненно важным делом страны.
В результате сегодняшних реформ в сфере образования Республики Узбекистан только недавно в систему народного образования вошли понятия "Президентская школа", "школа творчества", "современная школа", на строительство новых школ выделяются невиданные в истории средства. Безусловно, судьба учащихся в современных образовательных учреждениях определяется содержанием образования, педагогическим мастерством педагога.
В Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису отмечена необходимость совершенствования школьных программ на основе передового зарубежного опыта, пересмотра учебных нагрузок и предметов, приведения их в соответствие с международными стандартами, повышения качества учебников и литературы.
В те времена, когда количество профессий было ограничено, границы, которыми сегодня обладают человеческие способности, были еще неизвестны, задача школы состояла в том, чтобы сделать людей грамотными, дать им знания. И сегодня каждый из нас становится свидетелем процесса технологической революции, которая кардинально изменила наш образ жизни, работу и взаимодействие. Этот процесс по своим масштабам, назначению и сложности не похож на те изменения, которые человечество пережило до сих пор. В результате недостаточно быть грамотным, чтобы адаптироваться к сегодняшним изменениям, инициировать изменения.
Сегодня при разработке концепции образования делается опора на принцип превращения школы из Института, готовящего грамотного человека, в институт, формирующий навыки. В результате школа стала определяющим местом, где формируются навыки, которые общество требует от специалиста XXI века.
Одним из недостатков, допущенных в системе народного образования за прошедшие годы, является то, что не разработана целостная программа, охватывающая школьное образование и четко выражающая его содержание. Эффективность единой образовательной программы, в которой наряду с навыками, знаниями, которые ученик приобретает до окончания школы, закреплены нормы, позволяющие учителям наблюдать и помогать ученикам в овладении ими, хорошо зарекомендовала себя на практике ряда стран.
Учитывая это, в настоящее время под руководством Министерства народного образования Республики Узбекистан разрабатывается проект национальной учебной программы. Этот документ обеспечивает развитие четырех важных аспектов, которыми должен овладеть современный читатель. Это навыки критического мышления, творческого подхода, налаживания сотрудничества и общения. Национальная учебная программа устанавливает требования к выпускнику школы, учебные нагрузки, методику преподавания и систему оценивания.
До сегодняшнего дня школьник должен был овладеть 51 компетенцией по 21 предмету. Многие из них повторяли друг друга, не были четко выражены. Это требование было пересмотрено с учетом международного опыта, в частности, с участием специалистов Кембриджского университета в Великобритании. В национальной учебной программе, исходя из целевого назначения предметов, к обучающемуся предъявляются единые требования по пяти направлениям: филологическому, социально-гуманитарному, конкретному, естественнонаучному и экономико-прикладному.
При составлении национальной учебной программы был учтен еще один немаловажный момент – теперь будут определены требования к результатам учебной деятельности учащегося по каждому классу, то есть к тому, какими навыками будет обладать учащийся к концу учебного года. В действующих образовательных стандартах этого не предусмотрено, и к выпускнику предъявляется общее требование. Это создавало трудности в оценке развития у ученика.
Четкая формулировка тем в разрезе каждого класса служит учителю для оценки усвоения учащимся, снижения вероятности непонимания предыдущей темы при переходе на новую или повторения одной и той же темы несколько раз. Когда зарубежный опыт был изучен в этом направлении, выяснилось, что образовательные стандарты развитых стран также описывают то, чему учится ученик в той или иной части учебника по предмету. В будущем планируется также внедрить этот опыт в нашей деятельности.
Исследования показывают, что школьник не должен тратить более двух часов на домашнее задание. Увеличение учебных нагрузок вызывает у ученика депрессию, напряжение, физическую дезадаптацию и нарушение равновесия в усвоении, снижение качества урока.
Оптимизация учебных нагрузок способствует лучшему усвоению школьником предмета. На практике наблюдалось, что учащихся 5 класса обучали до 17 предметам. Сегодня количество предметов в наших школах также пересматривается. В большинстве развитых стран учащиеся осваивают в среднем 12 предметов. Учитывая это, с 3 квартала 2019-2020 учебного года началось экспериментальное тестирование вариативного учебного плана в 10-11 классах. При этом учащийся читает предметы, включенные в конкурсное направление по интересам, отказавшись от планового изучения обязательных предметов. В результате учащиеся будут учиться по тем предметам, которые им нравятся, интересуют, повысится мотивация к учебе, а заодно появится возможность для выпускников подготовиться к вступительным экзаменам в высшее учебное заведение.
В памяти ребенка, окончившего школу, остается лишь часть знаний, полученных им здесь. Но навыки, приобретенные за одиннадцать лет обучения, каждый человек использует на протяжении всей своей жизни. Как сказал Альберт Эйнштейн, образование – это навык, который мы запоминаем, когда забываем о том, что мы узнали в школе. Граждане государства, в котором инновации и открытия происходят чаще всего, обладают "творческими навыками ноу-хау", что означает, что они живут инновационным мышлением и страстью к инновациям.
Сегодня большинство государств вводят школьное образование, которое направлено на формирование у человека необходимых для жизни навыков. Выпускник такого образования должен овладеть знаниями и умениями, которые помогут ему бесстрашно брать на себя ответственность в различных ситуациях, с энтузиазмом и силой воли находить решение проблемы. К познавательным навыкам можно отнести такие навыки, как критическое мышление, решение проблем, применение знаний, креативность и предпринимательство, а к личным навыкам-общение и установление сотрудничества, лидерство, страсть к самостоятельному обучению. В настоящее время на такую систему образования перешли Канада, Германия, Швейцария из развитых стран, а также Вьетнам из развивающихся.
Для формирования таких умений и навыков у детей используются различные методы. В частности, в Китае приветствуется внедрение тестов PISA (международная программа оценки учащихся) в учебники, в Австралии-оценка навыков критического мышления учащихся через онлайн-платформы, в Сингапуре-включение обучения этим навыкам в образовательные программы. Согласно сингапурскому опыту, сначала создается учебник, который формирует у ученика требуемые временем навыки, а затем происходит повышение знаний и квалификации педагогов.
Министерством народного образования апробируются оптимальные механизмы создания учебников. Во вновь создаваемых учебниках вводятся знания и умения, которые помогают учащемуся овладевать технологическими и медиа навыками, развиваться в духе творчества и предпринимательства, анализировать информацию, выдвигать новые решения, быстро адаптироваться к изменениям. Это можно назвать важной стратегией, поскольку преподавание предметов STEAM совершенствуется.
Последние 50 лет наука и техника выступают в качестве движущей силы, изменяющей наш образ жизни, развивающей общество. Деятельность крупных мировых компаний также базируется на научных дисциплинах, в частности, физике, технике, инженерии, математике. В то же время высока роль искусства в применении знаний в жизни через творческий подход. Образование стран по всему миру специализируется на преподавании этих предметов-Steam Education. Во всем мире Steam Education рассматривается как решение, которое может предотвратить безработицу и бедность. Причина в том, что количество рабочих мест, связанных с этими дисциплинами, за последнее десятилетие увеличилось в среднем на 14%, то есть темпы роста на 5-8% выше, чем в других сферах труда. Учитывая это, в нашей стране также внедряются новые подходы к преподаванию этих дисциплин.
Исследования показывают, что способность понимать язык развивается у сегодняшних студентов. В новых учебниках составителей просят обратить внимание на передачу знаний посредством визуальной информации. С 2019 года в учебниках введена функция "QR-код". Через это читатель будет перенаправлен на интернет-ресурсы, где тема подробно освещена. Также в учебниках нового поколения предусмотрено использование технологии "дополненной реальности". Теперь можно будет эффективно использовать смартфон или другие девайсы для обучения. Интерактивные цифровые учебники помогают удерживать внимание ученика, понимать его.

info@uzedu.uz
@uzedu
/uzedu.uz
@uzedu
/uzedu