Сайт работает в тестовом режиме

ЛЕКЦИЯ МИНИСТРА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Ш.ШЕРМАТОВА

31 декабрь 2020 год
image

Отчет Министра народного образования Республики Узбекистан Ш. Шерматова в пресс-конференции (центр стратегии развития)

Указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на развитие системы народного образования и обязанности работников сферы в их реализации

Здравствуйте!

Темой сегодняшнего доклада являются указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на развитие системы народного образования, а также обязанности работников сферы по их реализации.

В период с июня по декабрь 2018 года под руководством главы нашего государства были проведены два заседания, посвященные реформированию народного образования и повышению качества образования в стране. За этот период был принят ряд постановлений и указов, направленных на развитие и совершенствование отрасли.

Данные документы определили приоритетные задачи Министерства народного образования Республики Узбекистан, направленные на развитие сферы.

В частности, перед Министерством народного образования поставлены такие задачи, как повышение качества образования, в частности статуса учителя, обеспечение образовательных учреждений современными кадрами, дальнейшее усиление позиций Министерства, улучшение условий для сотрудников, внедрение в сферу ИКТ и международного опыта, а также развитие государственно-частного партнерства.

Вместе с тем Президент определил задачи местных органов власти. В частности, на них возложены такие задачи, как строительство, ремонт учреждений народного образования, подготовка к новому учебному году, осенне-зимнему сезону, обеспечение безопасности школ, привлечение инвестиционных и спонсорских средств.

Отдельно стоит отметить, что основной целью реформ, которые планируется осуществить, является повышение статуса профессии учителя в нашем обществе. Поэтому изначально большое значение придавалось правовой защите учителей и улучшению условий их работы.

Прежде всего, было прекращено привлечение учителей к принудительному труду и принудительной подписке, а также к различным собраниям. Количество документов, которые ведут педагоги, сократилось с 7 до 3. При этом количество проверок школ сократилось в 26 раз. (Самопожертвование народного образования( учреждена Государственная премия.

Кроме того, заработная плата учителей увеличилась с 40% до 72% в зависимости от категории. Зарплаты психологов выросли на 103%, директора школ и их заместителей, руководителя информационно-ресурсного центра и библиотекарей-на 33%.

Для работников сферы народного хозяйства выделены льготные ипотечные кредиты, потребительские кредиты, в том числе автокредиты. Кроме того, разрабатываются механизмы выделения членам их семей кредитных средств для осуществления предпринимательской деятельности.

В результате создаваемых педагогам условий в 2018 году в школы вернулись 13 тысяч учителей-мужчин. Только в 2018 году в школы были приняты на работу молодые специалисты, окончившие более 11,5 тысяч высших учебных заведений (более 1900 в 2016 году, более 9500 в 2017 году). С 1 января 2019 года в связи с полной выплатой пособий учителям пенсионного возраста в школы вернулись на работу более 7 тысяч опытных педагогов.

В канун 1 октября - Дня учителя и тренера среди молодежи UReport.uz результаты опроса проекта показали, что в результате реформы 71% молодежи готовы выбрать профессию учителя.

Отрадно, что сегодня развитие системы народного образования становится общенациональным движением. Увеличиваются средства, выделяемые на сферу. В 2016 году в государственную систему образования поступило 9 трлн. сумов, а в 2017 году-9,6 трлн. сумов, а в текущем году-12,1 трлн. сумма выделена из государственного бюджета. В следующем году из госбюджета будет выделено 17,1 трлн. предусматривается выделение средств в размере В последние годы не наблюдается стремительного роста ассигнований на отрасль. Примечательно, что 90% этих средств будет направлено на заработную плату работников отрасли.

Также поддержка системы народного образования становится народным движением. В течение 2018 года из местных бюджетов также были направлены средства на улучшение инфраструктуры школ и улучшение их материально-технической базы. В частности, председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан Муса Ерниязов был награжден значком "спонсор образования" за выделение наибольшего количества дополнительных средств для финансирования школ из местного бюджета. Увеличилось количество средств, выделяемых другими местными органами власти на государственное образование.

Одним из важных нововведений в этой сфере стало создание и начало свою деятельность контрольно-правовая служба министра народного образования. В сфере народного образования была проведена работа по нескольким направлениям, направленным на защиту работников и предотвращение коррупции. В образовательных учреждениях усилен общественный контроль, запущен виртуальный инспектор "голос учителя". Были введены наблюдательные советы. Руководителю школы предоставлялось право на материальное стимулирование в размере 10% от общей суммы дохода по собственному желанию. В частности, была повышена заработная плата учителей. Отныне 99% средств, поступающих от сдачи в аренду недвижимого имущества образовательных учреждений и поступающих во внебюджетные фонды, будут переданы общеобразовательным школам. С 2019 года в 81 школе г. Ташкента прием осуществляется в режиме онлайн.

Еще одно нововведение в этой области - прозрачная система сбора спонсорских средств для школ-запустила Мфонд.

Согласно статистическим данным, с 2016 по 2018 год число школьников составило 4,2 млн.Дания 5,8 млн. дошло до человека. В 2019 году этот показатель составляет 6,2 mln.ga ожидается, что он достигнет. В то же время мощность школ составляет 4,8 млн. остается на уровне читателя.

Следует отметить, что в 2016-2018 годах количество негосударственных образовательных учреждений увеличилось почти в 4 раза и достигло 84.

В целях дальнейшего улучшения условий для обучения учащихся в 2016-2018 годах построено 65 новых школ и создано 15636 дополнительных ученических мест.

Кроме того, за последние 3 года в 1 691 образовательном учреждении на основе инвестиционных и государственных программ (Обод кишлок (Обод махалла)) было реализовано 1.5 триллиона долларов США.на новое строительство, капитальный и капитальный ремонт было потрачено более 10 млн рублей. В 2018 году на основе этих программ были построены и сданы в эксплуатацию 24 школы.

В результате увеличения числа учащихся и улучшения условий 43 школьных филиала были преобразованы в общеобразовательные школы (в 2016 году их было 1138, в 2017 году-1348, в 2018 году-1299 филиалов).

Кроме того, в 2018 году за счет средств местного бюджета был произведен текущий ремонт 1815 школ, на который было выделено 189 млрд. сумма потрачена.

В целях обеспечения открытости и прозрачности строительно-ремонтных работ образовательных учреждений и установления общественного контроля на сайте министерства создана система онлайн-мониторинга (stat.uzedu.uz) запущен. В результате школы были введены в эксплуатацию более своевременно и качественно, чем в прошлом году.

Государственные образовательные стандарты и образовательные программы общего среднего образования начали поэтапно внедряться в практику с 2017-2018 учебного года. В том числе:

1 этап: с 2017-2018 учебного года 1, 4, 6, 7, 10-в классах;

2 этап: с 2018-2019 учебного года 2, 3, 8, 9, 11-в классах;

3 этап: реализован в 5 классах с 2019-2020 учебного года.

Еще одним важным нововведением является проведение в 2021 году оценки знаний учащихся на основе международных стандартов, то есть подготовка к переходу на систему PISA.

В связи с переходом на 11-летнюю систему обязательного образования, изучив международный опыт, в 2017 году был разработан новый учебный план для 10-11 классов, в котором учебные предметы были оптимизированы с 23 до 12.

В 2017 году в 140 наименованиях для 10 классов было реализовано 9,0 млн. в 2018 году в 137 наименованиях для 11-х классов было собрано 9,7 млн. в копиях были изданы учебники.

С 2017-2018 учебного года перешел на 11-летнюю обязательную систему общего среднего образования. В настоящее время в общеобразовательных школах обучаются 736 185 учащихся 10-11 классов.

Также в связи с переходом на 11-летнюю систему обязательного образования внедрен новый механизм профессионального обучения учащихся. В 2018/2019 учебном году на базе профессиональных колледжей учащихся 10-11 классов в 1 748 учебно-производственных комплексах обучается 737 642 учащимся (из них 1457 учащихся негосударственных образовательных учреждений) 51 профессиям (в 2017 году-40 профессиям в 1488 комплексах на 279 124 учащихся). Принимаются меры по расширению учебно-производственных комплексов за счет новых профессий, таких как программист в области ИКТ, компьютерный дизайнер, техник по настройке компьютеров, которые, как ожидается, будут востребованы на рынке труда и будут высокооплачиваемыми. Всего в комплексах 10 833 учителя преподают секреты профессии. Из них 8570-преподаватели с высшим образованием, 2263-мастера производственного обучения со средним специальным образованием.

Создана нормативно-правовая база по организации образовательного процесса в учебно-производственных комплексах. В частности, определены квалификационные требования по профессиям, критерии оценки обучающихся в учебно-производственных комплексах и порядок проведения итоговой аттестации. Разработаны и утверждены учебные планы и программы.

В 2018 году 333 учебных заведения были оснащены набором из 489 классов по профессиям. Начиная с 2019 года, 635 школ получат 2,1 млрд. долларов США на создание и минимально оснащенных учебно-производственных комплексов по существующим профессиям. предусматривается поставка сырья на сумму.

info@uzedu.uz
@uzedu
/uzedu.uz
@uzedu
/uzedu