ПРЕСС-РЕЛИЗ международной конференции на тему “Узбекистан – здоровое и образованное общество”

4 июль 2023 год
image

5 июля 2023 года в зале Event Hall Агентства кинематографии Узбекистана в Ташкенте была организована международная конференция на тему «Узбекистан – здоровое и образованное общество».

В мероприятии, которое состоялось в рамках Недели инициатив международного партнерства на тему «Новый Узбекистан: развитие, инновации и просвещение», приняли участие ряд международных организаций и представители сферы образования зарубежных стран.

Основной целью данного мероприятия, проводимого в рамках Недели, является обсуждение особенности и роли образования и науки в формировании и развитии человеческого капитала в Новом Узбекистане, обмен мнениями по вопросам современных тенденций реформирования системы образования, их применения на практике с учетом мирового опыта и ознакомление широкой общественности с реформами, проводимыми в области образования и науки в Новом Узбекистане.

В ходе диалога на темы «Качественное образование – прочный фундамент Нового Узбекистана», «Человеческий капитал: глобальные проблемы и тенденции развития», всесторонне обсуждены содержание реформ дошкольного и школьного образования, проводимых в республике за последние годы и анализ широкомасштабных изменений в этой области за последние годы.

За последние семь лет в Республике Узбекистан наблюдаются важные изменения в системе дошкольного и школьного образования. На сегодняшний день охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием увеличился с 27,7 процента в 2017 году до 71,8 процента в настоящее время. В то же время более 2 миллионов детей получают образование в дошкольных образовательных организациях.

Для достижения этих показателей за последние пять лет количество дошкольных образовательных организаций увеличено с 5 211 до 29 420. В частности, открыто 6 598 государственных, 833 частных, 1 313 негосударственных ДОО на основе ГЧП и 20 676 семейных негосударственных дошкольных образовательных организаций.

Также в результате строительства 438 новых государственных дошкольных образовательных организаций создано 60 335, реконструкции 2064 дошкольных образовательных организаций создано 13 980 новых мест. Полностью отремонтировано 785 государственных дошкольных образовательных организаций.

Внедрены альтернативные виды бесплатного дошкольного образования для детей из семей, нуждающихся в социальной защите. В рамках проекта «Аклвой» в 142 махаллях республики, где отсутствуют дошкольные образовательные организации, сформировано 387 мобильных групп, охвативших около 7 тысяч детей.

На сегодняшний день в результате широкого привлечения иностранных инвестиций в сфере дошкольного образования достигнуты международные соглашения на сумму 141 млн долларов США.

В настоящее время в 22 государственных высших образовательных учреждениях готовятся педагоги для системы дошкольного образования. Также создана система подготовки квалифицированных специалистов в области дошкольного образования в университете Пучон Южной Кореи, филиале Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена в г.Ташкенте.

Количество педагогов в системе дошкольного образования увеличилось с 58 400 человек в 2017 году до 151 746 человек. Также выросла доля педагогов с высшим образованием с 21,6% до 34%.

Внедрены принципы инклюзивного образования и новые формы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе государственная многопрофильная специализированная дошкольная организация с реабилитационным центром «Имкон» в городах Нукус, Карши и Кибрайском районе.

Совместно со специалистами Всемирной организации здравоохранения разработана книга рецептов для дошкольных образовательных организаций с целью обеспечения здорового питания детей.

В результате международного признания достижений в области дошкольного образования в Узбекистане в 2022 году в г.Ташкенте проведена Всемирная конференция ЮНЕСКО по дошкольному образованию, на которой была принята Ташкентская декларация, определяющая приоритетные направления в области дошкольного образования на ближайшие 10 лет.

Соответствующим Указом Президента Республики Узбекистан утверждена «Концепция развития системы народного образования до 2030 года», которая направлена на реформирование системы народного образования и определяет 10-летнюю стратегию в этой сфере.

Сегодня в Узбекистане действуют 10 104 общеобразовательные школы, 14 Президентских школ, 166 Специализированных школ, 219 детских школ “Баркамол авлод”. Количество учащихся увеличилось с 4,8 миллиона в 2016 году до 6,4 млн. Количество учителей, преподающих в общеобразовательных школах, составляет 527 тысяч человек.

В последние годы Узбекистан улучшил свои позиции и в международных образовательных рейтингах и индексах. Так, Узбекистан поднялся в Индексе человеческого развития с 108-го до 101-места, в индексе образования в составе Индекса человеческого развития – с 81-го до 71-места, в Глобальном инновационном индексе – с 122-го места до 82-го, в направлении Человеческого капитала в составе ГИИ – с 76-го до 65-места.

За последние семь лет отремонтировано 5137 школ и создано 643 тысячи новых ученических мест. За счет грантов и инвестиций международных финансовых институтов и государственного бюджета создан 6 251 современный компьютерный класс.

За счет частного сектора количество негосударственных общеобразовательных организаций достигло 364, что увеличилось почти в 6 раз по сравнению с 2017 годом.

На сегодняшний день полностью ликвидированы случаи принудительного труда работников общеобразовательной сферы, постоянно растет заработная плата педагогических работников.

Впервые обеспечено участие общеобразовательных учреждений Узбекистана в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, TALIS) и индексах (Human Capital Index - 2020) в сфере оценки. В рамках программ PIRLS 2021, TIMSS 2023 запущена практика оценки грамотности школьных учителей и учащихся по соответствующим предметам.

Установлено внедрение системы обеспечения бесплатным питанием учащихся начальных классов, которое было налажено в регионе Приаралья, для общеобразовательных школ всех регионов республики с нового учебного года.

37 медалей завоевали учащиеся президентских, творческих, специализированных школ и школ-интернатов на международных олимпиадах.

Соответствующим решением Президента Республики Узбекистан в регионах создан университет «Янги Узбекистон». В данном образовательном учреждении, специализирующемся на образовательных программах престижных зарубежных высших учебных заведений, осуществляется подготовка кадров по ряду направлений.

ЦИТАТЫ ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Мунир Мамедзаде, глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане: «Узбекистан сегодня находится на перекрестке истории, стремясь к достижению новых вех в развитии образования. Понимая важность качественного образования для устойчивого развития и благополучия народа, правительство Узбекистана приложило большие усилия для реализации реформ в сфере образования. Однако эти реформы требуют тесного сотрудничества и поддержки международных организаций, и мы рады участвовать в реализации этих реформ».

Мэтью Голди-Скотт, международный эксперт по вопросам образования, член рабочей группы по разработке программы развития системы образования Узбекистана на 2023-2026 годы: «Однако для достижения высокого уровня образования необходимо проведения реформ и изменений. Я рад видеть, что Узбекистан твердо движется в этом направлении. Внедрение современных методов обучения, обновление образовательных программ, разработка качественных учебных материалов и использование передовых технологий являются неотъемлемыми составляющими качественного образования. Узбекистан уже добился значительных успехов в сфере образования и науки. Однако нам необходимо продолжить сотрудничество по повышению удобства обучения, повышению качества преподавания и обеспечению равных возможностей для всех граждан».

Директор Национальной школы в Объединенных Арабских Эмиратах и международный эксперт по вопросам образования Аслан Ибрагим: «Мне известно о создании национальной учебной программы по общеобразовательным предметам с участием местных и международных экспертов с целью повышения качества образования в школах вашей страны. На его основе создано 420 учебников нового поколения, локализованы учебники Кембриджа, издательства «Клетт» и Университета Герцена, реализовано 79 всемирно признанных учебно-методических пособий и учебников с английского, немецкого и русского языков. Также впервые обеспечено участие образовательных учреждений Узбекистана в международных оценочных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, TALIS) и индексах (Human Capital Index - 2020), и мы можем наблюдать, что позиции Узбекистана в международных рейтингах улучшаются в последние годы».

Стив КИНГ, директор отдела образовательных услуг организации Cambridge Assessment, сказал: «В Узбекистане внедрены современные методы воспитания и обучения, и мы стали свидетелями того, что ведется работа по повышению квалификации воспитателей дошкольных учреждений. В вашей стране также уделяется внимание созданию комфортных условий для всех детей дошкольных образовательных учреждений, в том числе для детей с ограниченными возможностями. В Узбекистане основное внимание уделяется выводу системы образования на новый уровень, повышению качества образования, подготовке высококвалифицированных педагогов. Также предпринимаются усилия по созданию условий для получения образования, отвечающих требованиям времени».

Директор образовательной организации "KEI Advanced" и исполнительный менеджер Хиромицу Саката: «В сфере образования мы реализуем несколько проектов в Узбекистане в сотрудничестве с Японским агентством международного сотрудничества JICA. Одним из них является проект «Модель оценки академических достижений в японском стиле», направленный на оценку знаний школьников по математике. В рамках данного проекта мы провели 4 тестирования с учащимися 8-9-10 классов 40 общеобразовательных, 10 частных и 2 президентских школ и проанализировали результаты и представили их профильным организациям. В рамках проекта, который ведется с 2021 года, мы стали свидетелями того, что между результатами 1-го пробного испытания и 4-го пробного испытания произошли большие изменения, особенно нас удивили результаты учащихся президентских школ».

Виджай Кумар, директор Департамента образовательных инноваций и технологий Массачусетского технологического института – первый заместитель декана: «Массачусетский технологический институт наладил сотрудничество с Новым узбекским университетом не для организации готового учебного процесса, а для формирования коллектив, способный внедрить лучший опыт за счет повышения квалификации специалистов. На мой взгляд, в плане школьного образования, прежде всего, необходимо уделять большое внимание человеческому капиталу, в том числе повышать квалификацию педагогов, оценивать их по международным стандартам. В целом Узбекистан идет по этому пути. Например, подтверждением моего утверждения является создание специальной структуры по оценке педагогов в системе министерства, в том числе Центра педагогического мастерства и международной оценки.

Фридерика Хеттингер, генеральный директор зарубежной организации Мюнхенского технического университета «TUM International GmbH»: «Хотелось бы коснуться системы Президентских учебных заведений, которая представляет собой уникальную модель работы с талантливой молодежью, которая сделала большой поворот в образовании, особенно в школьном образовании. Я считаю, что внедрение этой системы в другие школы приведет Узбекистан к большим успехам. Я надеюсь, что мы поделимся нашим лучшим опытом в этом отношении и используем все наши возможности для совместного достижения больших целей».

Пресс-служба Министерства дошкольного и школьного образования

 

info@uzedu.uz
@uzedu
/uzedu.uz
@uzedu
/uzedu