Речь Министра народного образования Республики Узбекистан Ш. Шерматова

Речь Министра народного образования Республики Узбекистан Ш. Шерматова В Центре «Стратегии развития»

Здравствуйте,

Тема сегодняшней лекции Указы, постановления и нормативные документу направленные на развитие системы народного образования и задачи сотрудников сферы по их реализации.

В июне-декабре 2018 года Президент Узбекистана провел две совещания, посвященные реформированию системы народного образования и повышению качества образования. В течение этой времени приняты один указ и одно постановление Президента, а также пять постановлений Кабинета министров по реформированию и совершенствованию системы.

Эти документы определили основные задачи Министерства народного образования Узбекистана по развитию сферы.

В частности, среди задач Министерства народного образования Узбекистана повышение качаства образования, статуса учителя, внедрение современных принципов формирования кадровой политики в системе народного образования, усиление координирующей роли и ответственности Министерства народного образования, широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему управления учреждениями народного образования, улучшение материального стимулирования и социальной защиты работников учреждений народного образования, внедрение передового зарубежного опыта в систему народного образования и развитие государственно-частного партнерства в сфере народного образования.

Также Президент Узбекистана определил задачи местных хокимияттов. В частности, они отвечают за строительство и ремонт учебных заведений, подготовки их к новому учебному году и осенне-зимнему периоду, обеспечение безопасности школ, привлечение инвестиций и спонсорских средств и т.д.

Необходимо подчеркнут, что основная цель реформ – повышение статуса профессии учитель. С первых дней реформ было удалено большое внимание по правовой защите учителей и улучшение условий работы.

Прекращено привличение учителей к принудительным работам или подписке к различным изданиям, а также на совещания. Количество документов, заполняемых учителями, сокращено с 7 до 3. Проверки школ только в этом году сократились в 26 раза. Учреждена государственная награда (Халқ таълими фидойиси(.

Необходимо отметит, что зарплаты учителей в зависимости от категорий выросли от 40% до 72%, психологов – 103%, директоров и их заместителей, руководителей информационно-ресурсных центров и библиотекарей на 33%.

Разрабатывается механизм по предоставлению льготных ипотечных и потребительских кредитов, включая автокредитов, кредитов членам семьи учителей для развития бизнеса.

В результате создаваемых условий для учителей, в 2018 году более 13 тыс. мужчин-учителей вернулись в школы. Только в 2018 году 11,5 тыс. молодых специалистов, которые окончили вузы, начали работать в школах (на 1,9 тыс. больше по сравнению с 2016 годом и 9,5 тыс. по сравнению с 2017 годом). В связи с тем, что с 1 января 2019 года работающие пенсионеры будут получать 100% пенсии, более 7 тыс. опытных учителей вернулись в школы.

По данным опроса U-Report, проведенного преддверии 1 октября Дня учителей и наставников, более 71% молодых людей в Узбекистане хотят связать свое будущее с профессией учителя. Два года похожий опрос показал, что большенство молодежи не хотят стать учителем.

Вопрос развития народного образования становится всенародным. Средства выделяемые в данный сектор растут. В 2016 году в сектор нароодного образования из государстенного бюджета было направлено 9 трлн. сумов, в 2017 году – 9,6 трлн. сумов и в 2018 году – 12,1 трлн. сумов. В 2019 году, как ожидается, из бюджета будут выделены средства на сумму 17,1 трлн. сумов. В последние годы не было такого резкого скачка по объему выделенных средств. Необходимо подчеркнут, что 90% этих средств будут направлены на зарплаты сотрудников сферы народного образования.

Школьное образования также поддерживают также местные хокимияты. Из местных бюджетов выделяются средства на совершенствования инфраструктуры школ и укрепления их материально-технической базы.

Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан Муса Ерниязов награжден нагрудным знаком Министерства народного образования Узбекистана «Таълим хомийси» (Спонсор образования) за наибольший объем дополнительного финансирования школ из местного бюджета. Это было в сентябре и после этого средства, выделяемых из местных бюджетов, значительно выросло.

Для защиты прав учителей и предотвращения коррупции в сфере народного образования осуществляются несколько мер. В частности, повышены зарплаты учителей. 99 процентов полученных от сдачи в аренду недвижимой собственности учреждений образования внебюджетные средства, передаются общеобразовательным школам. Руководителю школы предоставлено право по своему усмотрению от полученной прибыли 10 процентов использовать по своему усмотрению. Начиная с 2019 года, в 81 школе Ташкента будет внедрена система онлайн приема детей. Создана контрольно-правовая служба Министра. Внедряется общественный контроль в школах. В частности, создаются наблюдательные советы школ и запущен виртуальных инспектор Ustoz Ovozi (Голос учителя).

Одним из новшеств в сфере является создание Фонда Mfond, которое направлено на привличение спонсорских средств в школы.

Если обратиться к статистике сферы. В 2016-2018 году количество учеников выросло с 4,2 млн. до 5,8 млн. В 2019 году этот показатель составит, как ожидается, составит 6,2 млн. При этом мощности школьных учреждений сохраняется на уровне 4,8 млн. учеников.

Небходимо подчеркнут, что в 2016-2018 годах число негосударственных образовательных учреждений выросло в 4 раза и составило 84 единиц.

В 2016-2018 годах для улучшения условий учашихся было постоено 65 новых школ и 15,63 тыс. допольнительных ученических мест.

Также, за последние 3 года на основе инвестиций и государственной программы «Обод қишлок» («Обод маҳалла») в 1691 учреждениях образования на новое строительство и капитальный ремонт израсходовано более1.5 трлн. сумов. В 2018 году на основе этих программ будет построено и введено в эксплуатацию 24 новых школ.

В результате увеличения числа учеников, также улучшения условий 43 школьных филиалов преобразованы в общеобразовательные школы (было 1138 в 2016, 1348 в 2017 и 1299 в 2018 году)

Более того в 2018 году за счет местных бюджетных средств были отремонтировано 1815 школ, на эти цели было потрачено 189 млрд. сумов.

В целях обеспечения транспарентности и гласности на строительно-ремонтных работах была запущена система онлайн мониторинга на сайте (stat.uzedu.uz) министерства. В результате школы были сданы в эксплуатацию более качественно и своевременно, чем в предыдущие годы.

С 2017-2018 учебного года постепенно внедрятся Государственный учебный стандарт, учебная программа и учебники общесреднего образования:

1-й этап. С 2017-2018 учебного года 1,4,6,7,10 классы.

2-й этап. С 2018-2019 учебного года 2,3,8,9,11 классы.

3-й этап. С 2019-2020 учебного года 5 класс.

Ведется подготовка к переходу в 2021 году к системе оценки знаний учащихся по международным стандартам PISA.

Изучая международный опыт в связи с переходом на 11-летнюю систему обязательного образования, в 2017 году была разработана новая учебная программа для 10-x и 11-х классов и оптимизирована учебная программа с 23 до 12.

В 2017 году для 10-го класса были изданы 140 наименований учебников 9 млн. тиражом, а в 2018 году с общим количеством 9,7 млн. учебников 137 наименований для 11-го класса.

Кроме того, благодаря переходу на 11-летнюю систему обязательного образования был введен новый механизм профессиональной подготовки, и в 2018-2019 учебном году учащиеся 10-11 классов на базе профессиональных колледжей на 1 748 учебно-производственных комплексах 737642 учеников обучаются по 51 направлениям. (в 2017 году 279 124 учеников прошли обучение в 1488 комплексах по 40 профессиям).

В учебно-производственных комплексах принимаются меры по расширению новых профессий, таких как разработчики программного обеспечения, разработчики ИКТ, компьютерные дизайнеры, техники компьютерной настройки и более высокооплачиваемые профессии.

В учебно-производственных комплексах в общей сложности преподают 10 833 учителя щедро делясь своими профессиональными секретами. Из них 8570 учителей с высшим образованием и 2263 мастера учебно-производственного образования.

Нормативно-правовая база организации учебного процесса создана в учебно-производственных комплексах. В частности, были определены требования к квалификации по профессиям, разработаны и утверждены учебные планы и программы, определены критерии оценки учащихся и итоговой аттестации учебных заведений.

В 2018 году принимаются меры по оснащению 333 учебных заведений 489 классными комнатами по профессиям.

Начиная с 2019 года в учебно-производственные комплексы, организованные 635 школах и оснащенных оборудованием в минимальной степени, предусмотрено доставка сырья на 2,1 млрд. сумов.

Министерство народного образования активно внедряет информационные технологии для повышения прозрачности сферы, сбора точной информации, общения с общественностью и установления общественного контроля. В частности, Министерство запустило такие ресурсы, как ustozovozi.uzedu.uz, stat.uzedu.uz, eduportal.uz. Фонд MFond был открыт для привлечения спонсоров в систему государственного образования. Канал Ustoz ovozi (Голос учителя) был запущен в социальных сетей с целью обеспечения прозрачности и распространения информации.

В системе Министерства народного образования создан книжный сайт для учеников, способствующий развитию культуру чтения книг. На сайте размещено более 800 наименований электронных книг для детей, в том числе 655 публикаций на узбекском языке и 148 наименований детской литературы мира. На www.kitob.uz публикуются аудиокниги в формате MP3. На сайте размещен список из 125 наименований литературы, рекомендуемых для чтения учеников.

Организована Контрольно-правовая служба в Центральном аппарате министерства в целях защиты чести и достоинства преподавателей, недопущения нарушения их прав, необоснованного вмешательства в деятельность образовательных учреждений государственных органов и других ведомств.

Республиканский целевой книжный фонд передан Министерством финансов в Министерство народного образования. Организована Инжиниринговая компания по разработке технических заданий проектных документов и контролю качества строительных объектов в сфере народного образования.

Учрежден фонд поддержки реформ в сфере народного образования и с 1 января 2019 года будет организован фонд развития народного образования. В социальных сетях запущен канал (Ustoz ovozi( для открытого, прозрачного размещения информации в сфере народного образования.

В 2018 году Министерство народного образования провело встречи и переговоры с представителями государственных и частных организаций развитых стран мира для изучения передового зарубежного опыта. В частности, были проведены встречи с представителями из Финляндии, Китая, Великобритании, Германии и США. Сотрудники министерства посетили Южную Корею и США и установили партнерские отношения с местными организациями.

Несмотря на то, что в 2018 году в сфере народного образования была проделана масштабная работа, многое еще предстоит сделать. В настоящее время работа сосредоточена в первую очередь на выявлении и решении проблем, а в течение следующих нескольких лет - на повышении качества образования, учебных программ и учебников.

Приоритетные задачи на 2019 год

1. Будут пересмотрены и усовершенствованы Государственные образовательные стандарты и учебные планы, направленные на развитие самостоятельного мышления учащихся среднеобразовательных учреждений.

2. В каждом регионе (первый – в 2019 году начнет функционировать в Каракалпакстане) будут организованы (Президентские школы( для одаренных детей.

3. В 2019 году будет разработана государственная программа (Современная школа(

4. Будет разработан Закон Республики Узбекистан (О статусе учителя( в целях повышения статуса учителя в обществе.

5. Будут расширены (сетевые школы( с высоким уровнем образования.

6. В два раза увеличится количество негосударственных образовательных школ на основе государственного-частного партнерства.

Поделиться в: