Меры принимаемые для повышения квалификации учителей

В Узбекистане уделяется большое внимание повышению качества образования. Министерство народного образование реализует несколько проектов по этому направлению.

Безусловно основное направление реформ является повышение статуса учителей в обществе. В последние годы, учителя были освобождены от принудительного труда и подписки на периодические издания. Их зарплаты выросли в 2,5 раза.

Принимаются решения по поощрению учителей. Например, 3 мая 2019 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по организации непрерывной системы выявления одаренной молодежи и подготовки высококвалифицированных кадров».

В постановлении отмечается, что победители международных олимпиад и их учителя награждаются единовременной денежной премией в следующих размерах минимальной заработной платы за:

  • 1-е место (золотая медаль) – в 500 (111,5 млн. сумов), учителю – в 450-кратном размере (100,35 млн. сумов);
  • 2-е место (серебряная медаль) – в 300 (66,9 млн. сумов), учителю – в 250-кратном размере (55,75 млн. сумов);
  • 3-е место (бронзовая медаль) – в 200 (44,6 млн. сумов), учителю – в 150-кратном размере (33,45 млн. сумов);

Вместе с этим, для обеспечения качества образования учителя должны постоянно работать над собой, повышая знания и навыки.

Министерством народного образования проведено тестирование знаний учителей Сырдарьинской области. Сейчас тестирование проходит в Сурхандарьинской области. Поэтапно планируется проведение таких экзаменов и в других регионах Узбекистана.

Основной целью тестов является определения уровня знаний педагогов на местах и на базе полученных результатов организовать курсы повышения квалификации для учителей.

Также специалистами Министерства народного образования разработан проект постановления Президента “О развитии системы непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования”.

Проектом постановления предлагается полностью пересмотреть систему непрерывного профессионального развития сотрудников системы народного образования. В частности, предлагается создать Институты педагогических навыков на базе региональных центров переподготовки и повышения квалификации работников народного образования.

Документом также предлагается создать Академию народного образования имени А.Авлони на базе Института повышения квалификации работников народного образования имени А.Авлони для развития фундаментальных, научных и практических исследований и т.д.

Проектом постановления предлагается внедрение дистанционных и смешенных форм образования для повышения квалификации учителей, а также кредитно-модульной системы повышения квалификации учителей, что позволит работникам народного образования самостоятельно поддерживать профессиональное развитие и учитывать их профессиональные потребности.

Также предлагается внедрить обучение на рабочем месте для непрерывного профессионального развития учителей.

Документом предлагается ввести должность «ментор» для постоянного развития и поддержки профессиональной деятельности учителей вместо методистов. Учителя высшей категории и высококвалифицированные специалисты будут работать менторами и их зарплаты будут 1,35 раза выше, чем у учителей высшей категории.

Проектом постановления предлагается внедрить систему профессионального лицензирования учителей. Лицензия для руководителей школ будет выдаваться на три года, а учителям – на пять лет. На первом этапе процесс лицензирования пройдут учителя, которые имеют категории, а потом те учителя, которые не имеют категорию.

После получения лицензии со стороны учителя без категории, условия оплаты труда будет приравниваться условиям второй квалификационной категории.

Нужно отметить, что специалисты с дипломами вузов не всегда готовы преподавать в школах. Например, специалист не имеет достаточных педологических навыков для работы с детьми или не знает психологию детей. В результате в классах возникают конфликты между учителями и учениками.

Система лицензирования предоставит возможность отобрать опытных, образованных и психологически готовых учителей, что позволит защитить детей и обеспечит качество образования.

Новая система также послужит мотивацией для учителей работать над собой, так как зарплаты лицензированных учителей будет выше, чем нелицензированные.

Сейчас в системе народного образования работают более 481,6 тыс. учителей, из которых 2,7% являются учителями высшей категории, 11,4% - учителями первой категории и 26% - учителями второй категории. Остальные 46,4% учителей не имеют категории. Это показывает, что большинство учителей не работают над собой.

Система лицензирования подтолкнёт учителей работать над собой, что также послужит повышению качества образования.

Министерство народного образования также работает над созданием международного университета для подготовки высококвалифицированных учителей, особенно по направлению STEAM образования.

Руководство министерства ведет переговоры о сотрудничестве с несколькими зарубежными вузами. Университет будет готовить специалистов для системы образования на базе зарубежного передового опыта. Университет начнёт свою деятельность в скором времени.

Поделиться в: